Элементы магии в иудаизме
«Свет мой, зеркальце, скажи…» Дорогие друзья! В прошлом выпуске мы обсуждали различные поверья и магические приемы и рассматривали их каббалистические корни.
---
Элементов магии очень много внутри иудаизма, - объясняет Эстер Кей, которая уже более двадцати лет занимается исследованием Каббалы, является автором многих книг и популярной рубрики «Русского Экспресса». - Только хочу сказать сразу, чтобы читатели поняли - никакое обращение к «иным» силам здесь не работает. Эстер живет в Израиле, в городе Цфат, где волшебством пропитан буквально каждый камень и, порою кажется, сам воздух.
---
(Продолжение, начало в №1247).
- Что вы скажете по поводу использования зеркал в магии?
- Зеркала позволяли праведникам в единичных случаях не только следить за развитием событий в очень отдаленных местах, но и вмешиваться в ход этих событий. Так, рабби Хаим бен Атар (18 век) указал одному вельможе в Османской империи на поведение его жены, которая была показана им обоим посредством зеркала: было видно, что она в некоей комнате уединялась с визирем. «Направь на них пистолет!» - сказал рабби Хаим. Раздался выстрел. Зеркало задымилось. Потом выяснилось, что визирь действительно был убит выстрелом из пистолета при весьма загадочных обстоятельствах, именно в той самой комнате.
- Отражение в воде - также средство магического воздействия?
- Да, и вот пример: в маленьком местечке к цадику пришла брошенная своим мужем еврейка. По профессии ее муж был портным. Цадик попросил принести ведро с водой и велел женщине смотреть на воду (отсюда и выражение: «Как в воду глядел»). Она увидела некий город. Цадик велел ей смотреть туда, где много народу. «Что ты видишь?» - спросил он. «Рынок, - ответила она, - от рынка отходит улочка…»
«Следуй по этой улочке», - давал указания ребе. «Вижу дом. Вижу окно». «Подойди ближе к окну! Смотри внутрь!» - приказал цадик, повысив голос. «Это он!» - женщина подробно описала, что муж ее в данный момент заканчивает шитье кафтана, а рукав перед тем, как притачать, проглаживает на гладильной доске. «Хватай этот рукав!» - велел цадик, неожиданно совместив «виртуальную и реальную» картинки. Женщина сунула руку в ведро с водой и… вытащила рукав, который еще дымился от утюга! «А теперь, - сказал цадик потрясенной женщине, - иди. Забирай рукав и иди. Ищи тот город и там предъяви мужу своему этот рукав».
Она была ошеломлена - у нее даже денег не было ни на какую поездку… Но вдруг, послушавшись и выйдя на улицу, увидала она повозку с кучером. «Куда подвезти?» - спросил тот. «Денег нет, никуда не поеду», - отвечала она машинально. «Попутным ветром доставлю! Садись, госпожа, - насмешливо произнес кучер. - Довезу в лучшем виде».
Она подумала: «Как так? Бесплатно? Предлагают подвезти и даже не спрашивают, в какой город?»
Слова цадика означали для нее многое, в том числе и возможность дальнейших чудес. Но, когда проезжали через лес, ей стало страшно. А тут кучер и вовсе высадил ее. Махнул рукой - там, мол, город, и был таков. Поляна и тропинка, пение птиц, тишь да благодать…
Пошла она по тропинке и… вдруг узнала тот городской рынок, что в колеблющейся воде прежде увидала. Здесь уже ей прибавилось уверенности: местность знакомая. Она проследовала переулком к тому дому, который видела прежде.
Подошла к окну. Увидела мужа с камзолом - рукава не хватало… Сообразила женщина, что без раввина и свидетелей муж смошенничать может. Отберет у нее рукав, да и был таков. Направилась она к дому, что по соседству. Расспросила: где, мол, раввин проживает? Отвели ее к раввину. Она попросила, чтобы тот пошел с ней вместе к портному. «А что вам угодно?» - спросил раввин. «Мне угодно гет! Негодник бросил меня и поселился тут у вас». Раввин поразмыслил: «Есть ли у тебя доказательства?» «Есть», - ответила женщина с уверенностью.
…Когда они зашли в дом портного, тот побелел весь и чуть не упал в обморок. «Откуда тебе известно, что я здесь?» - напустился он на жену. Та рассказала все, как было. Он признал свою вину, но потребовал, чтобы она предъявила рукав, если правду говорит и действительно нашла его, глядя по указанию цадика в ведро с водой.
Были приглашены понятые. Женщина вытащила рукав камзола и приставила его к неоконченному изделию, над которым трудился портной. Возгласы изумления раздались в комнате. Женщине был вручен разводной документ, а портной теперь стал известен как лжец… Ведь он собирался посвататься к дочке одного из уважаемых евреев города…
- Имеют ли важность народные приметы?
- Мне известны две приметы, которые получили какое-то развитие в иудаизме.
От имени хасидских Ребе передают, что человек, несущий воду и идущий тебе навстречу - это добрый знак. Отсюда и всякая вода, встреченная по пути, считается добрым знамением. Вода также символизирует Тору и очищение.
Вторая примета - не возвращаться с полпути обратно домой. Говорит Ребе: раз уж вернулся за чем-либо, то дай монету на благотворительность и проучи несколько строчек из книги «Тания». Тем самым ты внутренне меняешься, становишься новым человеком - не тем, который уходил из дому. И тебе ничем не грозит твое незапланированное возвращение.
Смысл «не возвращаться, коли вышел» заключается в том, чтобы не столкнуться лицом к лицу с ангелом, который везде следует за тобой.
Возможный источник такого верования – описанный в Торе (Бытие, Брешит) случай с праотцем Яаковом, который снова пересек речку Ябок и вернулся за несколькими кувшинами, забытыми им. Там и напал на него некий ангел.
Однако все закончилось благополучно. С тех пор Яаков и получил дополнительное имя – Израиль.
Дорогие друзья! Если у вас есть еще вопросы по теме – можете обратиться к нам на любом языке по и-мейлу:
[email protected]
Беседовал А.Герштейн