Мазл жить и мазл умереть
Люди нашей общины. 1 июля 2020 года в Торонто ушел из жизни крупный ученый в области военного дела, изобретатель и рационализатор, член правления Канадской Ассоциации Ветеранов Второй мировой войны из СССР, профессор, инженер-полковник Моисей Черногуз. Он из того поколения мальчишек, которые на следующий день после выпускного бала ушли на фронт. Командуя взводом штрафников, прошел войну с первого по последний день. Много раз были ситуации, когда он должен был погибнуть, но Б-г его всегда спасал. После войны на протяжении 40 лет служил в Туркмении и Азербайджане в Бакинском Округе ПВО. Изобретения и рационализации инженер-полковника Черногуза, являясь революционным прорывом в области радиолокации, способствовали укреплению южных государственных границ Советского Союза. В течение последних 20 лет жизни в Канаде был активным общественным деятелем, одним из тех, благодаря кому правительство Канады признало за ветеранами Великой Отечественной войны из бывшего СССР статус «Ветерана Канады». Предлагаем читателям цикл статей о жизни этого удивительного человека, написанных его дочерью - редактором публикаций на русском языке JRCC Еленой Касимовой. (Продолжение. Начало в №1188).
ЗАПИСИ И ХОББИ
После папиного ухода, разбирая его бумаги, я нашла многочисленные рукописи, относящиеся к разным сферам его интересов. Иногда это были описания его изобретений и того, что было им сделано во время военной службы. Он описывал характер взаимоотношений с его начальниками и сослуживцами (некоторые из записей я использовала в этих моих статьях).
Среди его записей я нашла многочисленные кулинарные изыскания с замечательными рецептами пирогов, блинов, приготовления яблочного уксуса по книге американского ученого Джарвиса, вяленого мяса – бастурмы, и т.д. Я подумала, что читателям будет интересно ознакомиться с рецептом этого восточного деликатеса, которым папа в Баку с удовольствием угощал гостей. Привожу здесь авторскую запись его рецепта.
«Берем говяжье мясо и нарезаем его вдоль волокон на куски шириной 6 см, толщиной 4 см и длиной 8 см. Мясо солим и кладем под пресс. Оно готово (через 3 – 5 дней), когда его цвет станет темным (коричневым). После этого промываем куски и вытираем их насухо. Из муки крупного помола и красного перца делаем кашицу, которой обмазываем куски. Мясо заваорачиваем в марлю или тонкую сетку (чтобы не проникали насекомые) и подвешиваем на балконе. Оно висит 1 – 1,5 месяца, пока как следует не затвердеет».
Дальше папа пишет: «Кушают так: нарезают мясо поперек волокон на тонкие кусочки, чтобы они были прозрачными, приглашают добрых друзей и с бутылкой красного вина ведут задушевные разговоры и благодарят Б-га за прекрасный мир».
Читаю эти папины строчки и плачу...
Папа часто помогал маме в готовке, и тогда уж будьте уверены – если в рецепте сказано положить 5 граммов соли, в папином блюде было именно 5 граммов - ни крупинкой больше или меньше (для этого у него в работе были различного размера мензурки). Он был нашим домашним врачом. Папа прекрасно владел методом лечения различных заболеваний человека, основанном на использовании лекарственных растений и комплексных препаратов из них.
Обладая обширными познаниями в фитотерапии – траволечении, он знал, какую траву при каких заболеваниях надо употреблять. У нас дома хранились многочисленные пакеты с травами. Он даже умудрился привезти их в Канаду. Маму раздражали эти мешки, но она покорно принимала его настойки и заварки, когда плохо себя чувствовала.
Папа интересовался точечным японским массажем «шиацу» и, нажимая на определенные точки, помогал избавляться от головной боли, боли в сердце (не дай Б-г), высокого давления и др. Мама много лет страдала гипертонией, и папа собственноручно делал ей уколы, облегчая ее состояние. Он привез в Канаду стеклянный шприц, иглы к нему, металлическую коробочку для кипячения и препараты, которые всегда были наготове – он их заказывал из России.
Многичсленные трактаты, записанные папой, были посвящены разным разделам медицины. В том числе, о домашнем приготовлении прополиса, который папа в течение длительного времени собственноручно готовил (это очень трудоемкий и длительный процесс), и мы использовали его в самых разных случаях – от простудных заболеваний до ожогов.
Также папа готовил облепиховое масло. Это тоже было непросто. Муж с учений, проходивших в горных районах Азербайджана, привозил охапки ужасно колючих веткок, на которых густо лепились ярко-оранжевые ягоды. Мы всей семьей часами отрывали ягодки от ветвей, нещадно исколов руки. И вот уже после этого папа начинал свою алхимию. В результате у нас было масло, которое, как говорил наш домашний доктор, укрепляет иммунную систему, отлично заживляет трудноизлечимые раны, оказывает благотворное воздействие на глаза (лечит конъюнктивит), незаменимо при простуде, а также при сахарном диабете и ожирении!
А однажды у нас выдалась возможность в который раз убедиться, что у папы поистине золотые руки и у него прекрасно получалось все, за что бы он ни взялся. Дело в том, что мы переехали в новую квартиру (я уже упоминала об этом). Квартира по тем временам была замечательной – три ее комнаты составляли 54 кв.м. (и это без учета кухни, двух больших балконов, длинного коридора, раздельных санслужб). Папа с мамой поехали в Москву, где купили все необходимое для ремонта – импортный (как тогда говорили) кафель, сантехнику и т.д. Одновременно папа заказал из военторга мебельный гарнитур – болгарскую стенку. Он состоял из трех высоких, под потолок, полированных шкафов красивого шоколадно-винного цвета. Получив долгожданные огромные коробки с деталями – фронтальными полированными панелями и боковыми стенками для шкафов, - папа приступил к сборке. И обнаружил, что для большого платяного шкафа по ошибке прислали двойной комплект фронтальных полированных панелей, а боковые панели отсутствовали. Но папа вновь нашел нестандартное решение. Он сказал: «Для шкафа самое главное – фронтальные панели. Их у нас 2 комплекта. Боковые я сделаю сам, и вместо одного будут два шкафа». Получились великолепные шкафы.
Украшения
Мне хотелось бы упомянуть еще об одном папином хобби – дизайне и изготовлении ювелирных украшений, в основном из янтаря. А предыстория была следующей. Когда-то еще в 70-е годы папа с мамой были в отпуске в военном санатории в Светлогорске, недалеко от Калининграда. Там был карьер, в котором добывали янтарь. Папа заплатил рабочему 5 рублей, и тот дал мешочек с необработанным янтарем. Янтарь-сырец представляет собой куски или слитки застывшей смолы неопределенно бурого цвета. Нужно аккуратно спиливать верхний слой, затем распиливать по размеру и форме предполагаемого изделия.
Потом начинался длятельный процесс шлифовки и полировки янтаря. Папа где-то раздобыл специальную шлифовочную пасту серо-зеленого цвета и очень долго шлифовал ею куски янтаря.
Затем в ход шла наждачная бумага, затем войлок и отрезки толстой шерстяной ткани (папа разрезал старую шинель). Помню, вечером после работы, сидя в кресле во время просмотра телевизионных программ, он постоянно тер янтарь о шерстяное одеяло. В результате такой шлифовки и полировки выходили куски янтаря потрясающих цветов: коричневые всех оттенков, матово-желтые, прозрачные. И вот уже из них папа делал броши, серьги, клипсы, кулоны, колье. Для одного из кулонов он использовал прозрачный кусок янтаря, который поместил в банку с горячим песком, вследствие чего внутри образовались трещины, создавшие причудливый узор. Папа придал куску овальную форму, прикрепил кожаный шнурок, я по сей день с удовольствием ношу его.
Еще он с большим удовольствием делал бусы из разнообразных косточек – абрикосовых, сливовых, вишневых, персиковых. У нас есть станок, при помощи которого он распиливал косточки.
Вообще у папы несколько станков различного назначения – для работы по дереву, по металлу, для заточки ножей и ножниц, для резьбы и распила, тиски, паяльники, многочисленные сверла, стамески, плоскогубцы, отвертки. Папа много времени проводил в своей мастерской, все время что-то пилил, резал, клеил, раскрашивал. Лучшим подарком для него был какой-нибудь станок, дрель, набор инструментов.
Что мне со всем этим делать сейчас, папочка?..
В ВОЕННОМ УЧИЛИЩЕ
Когда в Баку началась перестройка, и к власти пришел Народный фронт Азербайджана — национал-демократическая политическая партия, - привычное течение жизни было нарушено. К этому времени моего мужа – тоже полковника, как и папа – назначили на должность заместителя начальника БВОКУ - Бакинского Высшего Общевойскового Командного Училища. Это была, по сути, генеральская должность, но звание генерала моему мужу, так же, как и папе, не светило. С мая 1992 года училище из московского подчинения перешло в подчинение Азербайджана. Вооруженным силам вновь созданной республики требовались офицерские кадры различной специализации и для всех родов войск, а для этого нужно было профессионально разработать учебный процесс. Это было поручено моему мужу. Кроме того, в вузах существовало положение, что высшее учебное заведение не может считаться таковым, если не издает собственный научный журнал. Г-споди, ну кто в Бакинском училище мог писать статьи в «толстый» научный журнал?! И моего мужа осенило: надо взять папу на работу в учебный отдел училища.
Папе определили эту невыполнимую для всего преподавательского состава училища задачу – ежемесячно создавать журнал. Папа писал статьи по разным вопросам: о тактике - составной части военного искусства, включающей теорию и практику подготовки и ведения боя войсковыми соединениями; о развитии военной стратегии в современных условиях; о стандартизации вооружений и боевой техники; о вопросах военной теории и методологии; о воинской обязанности и военной службе. Все это и многое другое являлось тематикой многочисленных статей журнала, у которых был только один автор – папа. Он писал и за генерала – начальника училища, и за начальников всех кафедр, и за преподавателей. Журнал должен был выходить ежемесячно. Папа приносил исписанные листы со словами: «Вот статья, которую вы написали, господин генерал. Распишитесь!» И так каждому.
В училище была строгая дисциплина: все должны были находиться на рабочем месте, по крайней мере, с 9 до 5. Военные очень часто работали намного дольше, а гражданские лица в обязательном порядке должны были отбывать эти часы. Папа же приходил в училище к 11 утра, а уже в 13:30 уходил. Никто не говорил ни слова!
В связи с боевыми действиями советских войск в Афганистане Министерством обороны СССР было принято решение о введении горной подготовки в тех высших общевойсковых командных училищах, где это позволяли природные условия, в том числе и в Бакинском ВОКУ. В училище под руководством моего мужа проводились специальные занятия в горном учебном центре вблизи г. Шемаха, где курсанты проходили полный курс горной подготовки. Все занятия были исключительно практическими - тактика, разведка, огневая, альпинистская подготовка, вопросы выживания в горной местности. Поблажек и послаблений не было. Благодаря этому многие из выпускников горных взводов, направлявшихся в Афганистан, были великолепно подготовлены.
Поскольку начавшаяся война между Азербайджаном и Арменией из-за Нагорного Карабаха проходила на горной территории Азербайджана, условия этой войны походили на обстановку боевых действий в Афганистане. В связи с этим папа подал моему мужу оригинальную идею: написать диссертацию на тему «Использование мото-дельтапланов в наступательных операциях воинских соединений в горных условиях». До этого дельтапланы в армии не использовались, и с учетом природных условий Афганистана и Азербайджана, папа, как всегда, нашел нестандартное решение. Муж написал диссертацию, но последующая война в республике, а в дальнейшем и наша эмиграция помешали ее защите.
Незадолго до того, как подать документы в канадское посольство в Москве, мой муж демобилизовался из армии. Мы были уверены, что на следующий день папу попросят покинуть училище. Каково же было наше удивление, когда мы узнали, что начальники всех кафедр передали папе слезную просьбу генерала не увольняться, и папа продолжил работу по изданию научного журнала училища. Папа также читал лекции по радиолокации на военной кафедре Азербайджанского Университета, где ему присвоили звание профессора. Его разработки публиковались в журнале «Военный вестник».
(Окончаниие следует).