Второй акт
Шоковая вирус-терапия продолжается. В своем недавнем обращении к нации – такие обращения делаются только в критические моменты истории - премьер-министр Трюдо сообщил о том, что вторая волна коронавируса будет более серьезной, нежели первая. По его мнению, о праздновании традиционного Дня Благодарения придется забыть, но еще есть шанс отметить зимние праздники - если только жители Канады не будут саботировать эпидемические требования.
Секрет успеха любого представления – в соучастии зрителей. Шоу, где зрителей понуждают к дружному соучастию, чтобы спасти их жизни, обречено на успех. Зрительный зал коронавирусного театра невозможно покинуть до конца представления. А облеченные властью и отягощенные тайным знанием персонажи раздают со сцены приказы зрителям: скрывать лица, сторониться друг друга, не передвигаться, не посещать, не бывать, не участвовать, отказаться, забыть, не просыпаться. Перефразируя знаменитое: верь, бойся и проси.
Во время летнего антракта, когда исполнителям ролей и администрации театра тоже надо было отдохнуть, аудитория слегка отбилась от рук и даже дерзнула освобождаться от магии большого искусства. Но антракт закончился, и начался следующий акт под названием «Вторая волна».
Двумя актами мы явно не отделаемся. В начале пандемии мы писали о том, что борьба с коронавирусом продлится «годик-другой». Предсказывать нетрудно, ведь у этой драмы свои достаточно очевидные законы, потому что у ее авторов весьма понятные драматургические задачи.
Вероятно, после «Второй волны» наступит небольшой праздничный антракт, а потом начнется третий акт под названием «Решающее весеннее отступление», «Краткая летняя передышка» или просто «Опять не время расслабляться».
Буду рад ошибиться в оптимистическую сторону, но шансов на это маловато. На войне с коронавирусом несанкционированному оптимизму не место, настроения диктуются сводками с эпидемического фронта. А они сейчас не радуют.
Число инфицированных растет, и все более директивно звучат приказы командования об отходе на заранее подготовленные позиции. Вину за отступление возлагают на нас, и массовое дезертирство с передовой карается возвращением к прежним запретам.
Многих интересует, бояться или нет, верить или не надо. Вот цифры потерь от Статистической службы Канады. С марта по начало июня в Канаде скончалось на 7 тысяч человек больше обычного. Это реальные жертвы коронавируса, преимущественно пожилые и хронически больные люди. Большинство летальных случаев пришлось на Квебек – 4120 человек, и на Онтарио – 2086 человек.
Но к началу июня и в июле уровень смертности уже не превышал обычные средние показатели, то есть эпидемическая смертность сошла на нет. Дальнейших данных пока нет, но уже и так понятно, почему люди перестали бояться, и начали пренебрегать мерами предосторожности, за исключением обязательных.
Страх перед коронавирусом отбила и эпидемическая пропаганда, весьма неуважительная по отношению к взрослому населению. Медики и политики вопреки фактам продолжали утверждать, что ситуация остается столь же критической, что и весной. Население, естественно, расценило это как запугивание коронавирусом.
Обходясь с людьми без должного уважения, легко потерять их доверие и повредить общему делу. Пора признать очевидный факт: абсолютному большинству канадцев от «ковида» грозит максимум простуда. Это тоже не подарок, но далеко не «мы все умрем». После этого можно говорить о том, что в холодный сезон рост заболеваний и смертей неизбежен, и общественная медицина рискует не справиться с количеством госпитализированных, учитывая еще и сезонный грипп.
Если откорректировать «месседж» в сторону реальности, то людям будет легче принять широкие, неприятные и болезненные меры предосторожности. Ведь они действительно необходимы для снижения смертности среди группы риска, которая в Канаде достаточно велика.
Кстати, Даг Форд начал «озвучивать» именно такой подход, но слева его пинают за нежелание вводить новый локдаун, так что можно ожидать дальнейшего закручивания гаек.
Шоковая вирус-терапия – это не слишком полезное и весьма разрушительное испытание для психики и здоровья людей, для экономики и для нашего будущего. Призывы к разуму и здравому смыслу звучат все громче, но вопрос лишь в том, насколько жанр реализма уместен в театре абсурда...
А.Гладков
([email protected])