Парадоксы выборов.
Как расколоть страну. Выборы закончились, забудьте? Нет, такое так просто не забывается! И не случайно канадская пресса и аналитики продолжают комментировать результаты прошедших на прошлой неделе выборов в Палату общин Парламента Канады.
Мы уже писали о том, что канадцы получили в прямом смысле слова правительство меньшинства - не только по количеству мест в парламенте, но и по количеству голосов. 35 процентов избирателей отдали голоса за консерваторов, и только 33 процента – за либералов. Но либералы остаются у власти, победив в большинстве избирательных округов.
И это далеко не единственный парадокс выборов, вынуждающий усомниться если не в справедливости, то в адекватной репрезентативности существующей избирательной системы. К примеру, «вечно третьи» новые демократы на этот раз оказались четвертыми. Они получили почти 16 процентов голосов избирателей, но при этом уступили сепаратистскому Блоку Квебекуа, за которого голосовали менее 8 процентов избирателей. Зеленая партия, кстати, набрала ненамного меньше голосов, нежели сепаратисты - 6,5 процента, но получила лишь 3 депутатских мандата.
Как может партия, набравшая в два раза меньше голосов, значительно обойти по представительству в законодательной власти партию, набравшую в два раза больше голосов? Ответ все там же: количество избирательных округов, где победили представители соответствующих партий. Блок Квебекуа получил 32 места в парламенте, хотя за пределами Квебека никто за сепаратистов не голосовал, а поддержанная по всей стране НДП – 24.
А каким вообще образом чисто региональная партия Блок Квебекуа, целью которой является раскол Канадской Конфедерации, может быть так массивно и влиятельно представлена в федеральном парламенте?
Напомним, кстати, что Блок Квебекуа был создан консерваторами, вышедшими из правительства Брайана Малруни, не добившегося признания за Квебеком особого статуса в составе Канады. Квебек – действительно особая часть Канады, ну и пусть себе будет, но неофициально, потому что официально нарушать принцип равноправия различных частей страны нельзя без угрозы для ее единства.
Кстати, в результате недавних выборов усилились не только позиции казавшихся полузабытыми кввебекских сепаратистов, но и сепаратистов на другом конце страны. На Западе Канады нарастает неприятие все более леворадикальной политики, формирующейся в "прогрессивных" мегаполисах Онтарио и Квебека.
Особенное недовольство вызывает саботаж энергетической индустрии канадского Запада под предлогом спасения климата. Квебек является одним из центров климатического движения. Но, отказываясь от «плохой, неэтичной» нефти из Альберты, франкоязычная провинция преспокойно покупает нефть из Саудовской Аравии, вероятно, очень хорошую и этичную. Не удивительно, что на Западе все более громко и настойчиво говорят о том, что только автономия от контролируемой Онтарио и Квебеком власти поможет защитить интересы своего населения.
О глубине раскола между двумя регионами Канады говорит то, что в Альберте и Саскачеване не был избран ни один либерал. Здесь либералов поддержали в среднем только 13 процентов избирателей. Иными словами, правящая Либеральная партия и сформированное ею правительство не пользуется никакой поддержкой на значительной части территории Канады. В результате в новом кабинете министров Канады вообще не будет представителей канадского Запада.
После выборов Джастин Трюдо попытался сгладить противоречия, сообщив о том, что будет отстаивать интересы жителей всей Канады, и пообещал мир, дружбу и сотрудничество с канадским Западом. Но в силу преобладания левого идеологического радикализма в Оттаве такое сотрудничество сейчас нереально, потому что ценности и цели у двух частей страны становятся все более разными.
И если премьер-министр действительно намерен избежать нарастания опасного антагонизма, то ему бы стоило найти какой-то вариант участия депутатов-консерваторов с Запада в своем правительстве. Это была бы куда более уместная коалиция, нежели «братская» поддержка от НДП, которая ускорит леворадикальные реформы и еще больше оттолкнет негодующий канадский Запад.
Но такое вряд ли случится. Не случайно даже левая газета «Торонто Стар», обсуждая итоги выборов, назвала Джастина Трюдо «заносчивым и самовлюбленным». По вполне справедливому мнению «Стар», на этот раз либералы победили не благодаря Трюдо, а вопреки ему. Это еще один парадокс, потому что обычно и гораздо чаще бывает наоборот.
Совершенно удивительно то, что четыре года назад ни пресса, ни большинство избирателей не желали видеть тех столь отчетливо заметных качеств Трюдо, которые вполне четко говорили о том, что стоит ожидать от нового лидера страны, и что от него не стоит ожидать...
А.Г.