«Плюнул, зарыдал и засмеялся»
Недельная глава Торы. Дорогие друзья! Тема данного выпуска - приключения Козби, дочери Цура. (По материалам недельной главы Торы («Балак», «Пинхас»), фрагмента из книги царств об Изевели, жене Ахава. А также истории из устной традиции, повествующей о последней жене раби Акивы - Руфине. Под конец расскажем о Валаамовой ослице.
В нашей недельной главе рассматриваются похождения Зимри, еврея, предводителя колена Шимона, и его соблазнительницы Козби, мидьянской принцессы.
Пинхас в итоге проткнул копьем обоих, и лишь тогда прекратился мор, вызванный их поведением в стане израильтян. Примеру Зимри последовало множество мужчин, в основном провинилось колено Шимона.
Поклонение идолу мидьянитов, - избавим читателя от подробностей, - сопутствовало близости с мидьянитками.
То есть входным билетом был момент культового служения объекту идолопоклонства. Не поклонишься идолу – не войдешь в шатер.
Есть много интересного материала о том, как окружающие расценивали поступок Пинхаса (он же в будущем пророк Элияу). Жестокость то была или, наоборот, милосердие? Ведь не убей он Зимри и Козби – эпидемия унесла бы больше жизней. Получается, что он действовал как истинный потомок Аарона, с милосердием. За это он был назначен священнослужителем.
Второй шанс той же души
В следующем своем воплощении душа Козби не исправлена, она снова грешит и совращает. Это - Изевель, нееврейская жена Ахава, царя Израиля. Она убивает пророков, преследует даже Элияу. Впрочем, Элияу и есть Пинхас, отсюда ее желание покончить с ним (так написано в «Китвей а-Ари»). В этой жизни она снова погибает странно и ужасно. Выпала из окна дворца, и тело ее досталось собакам. Лишь руки, которыми она рукоплескала, веселя невест на свадьбах, сохранились нетронутыми.
Третий шанс Козби и Изевели
Затем, спустя почти тысячу лет, она предстает уже в более облагороженном облике:теперь она - жена римского вельможи Тиния Руфуса, Руфина. Тиний – персонаж крайне негативный. Его главная цель – погубить раби Акиву.
Акива - перевоплощение Зимри. 24 тысячи погибших в результате эпидемии во время Козби бат Цур и 12 тысяч пар учеников раби Акивы – это одни и те же «перемещенные лица», те же души, в реинкарнации.
История довольно длинная, но очень интересная. Перенесемся в Древний Рим.
Тиний Руфус, ее тогдашний супруг, вмешивался в каждый ученый разговор, на который были приглашены мудрецы Израиля, и старался обернуть его против них, вызывая гнев Адриана. Императору вечно казалось, что евреи чего-то недоговаривают. Зато Тиний был красноречив до предела.
- Почему вы называете только одного Б-га Б-гом? - возбудил Тиний очередную опасную тему, натравливая Адриана на раби Акиву и сопровождавших его мудрецов.
- А кого же еще называть, если не Одного и Единого?
- Мы называем богами все, что движется и не движется, и нам от этого хорошо.
- Знаешь что? Приведи сюда двух собак, и я дам им клички.
Тиний велит завести в палату двух псов. Раби Акива подзывает их к себе, называя при этом… именами родителей чиновника Тиния Руфуса.
Немая сцена. Руфус шокирован.
- Ты оскорбил память моих предков! - заорал он.
- Я только проиллюстрировал твою доктрину. Мы можем называть кого угодно любыми именами, не так ли? Вы называете Б-гом то, что Им ни в коей мере не является, идолов, силы природы, личности, животных, пресмыкающихся, - а мне просто захотелось довести этот принцип до крайности.
В тот день Тиний Руфус был в такой ярости, что наказывал дома, в своем дворце, всю прислугу ни за что направо и налево.
- Тиний, ты чем-то расстроен? - спросила жена.
- Еще бы. Этот Акива со своими дружками прямо в душу лезет к императору. Я хотел бы лишить Акиву влияния, раз и навсегда.
- Ну, может, устроить скандал, уничтожить его репутацию? - предложила Руфина.
- Как я это сделаю? - не понял он.
- Ну, я бы смогла, наверно, - при этих словах он посмотрел на нее недоверчиво…
Муж и жена решили попробовать. Требовалось создать ситуацию, когда в доме Акивы раздавались бы крики, после чего оттуда выбежала бы обиженная им посетительница, желательно в неглиже.
Руфина пришла к мудрецу, он сказался больным, но все же принял посетительницу. Он горько плакал, читая ее намерения. Вернее, дело было так. Сначала он плюнул, затем зарыдал и рассмеялся. Плюнул – потому что понял, для чего она пришла. Рассмеялся – давая ей понять, что ее красота и уловки не помогут его скомпрометировать. Зарыдал – видя, что душа Руфины, в отличие от тела, которое сгниет в земле, нетленна и нуждается в исправлении…
Руфина начала изучать заповеди у того самого раби Иегуды бен Бавы, который потом получил 300 стрел за свою подпольную деятельность, прошла обряд посвящения в еврейство, порвала с мужем, вручила Акиве выкраденные из дома Тиния Руфуса сокровища.
У Акивы с Бар-Кохбой вышел провал. Каратели искали повсюду организаторов бунта.
Его увели на расправу.
- Все, что Б-г делает, делается к добру…
Он говорил эти слова в самых разных жизненных ситуациях. Иначе в то время просто было нельзя.
Руфина стала положительным персонажем, помогала мужу словом и делом. Душа Козби была наконец и справлена!
И в тот же день, как не стало Акивы, на свет появился Рабейну а-Кадош, р. Иегуда а-Наси. То был Йом-Кипур 138 года «новой эры». О том, как под носом у императора провернули младенцу из рода Гамлиэля брит-милу благодаря помощи римской матроны, подруги Руфины, которая помогла подменить ребенка и доказать императору, что обрезания не было, мы расскажем как-нибудь в другой раз.
Ибо для такого крутого поворота повествования нам придется завладеть вашим вниманием еще надолго: ведь потом два этих младенца вырастут! Да, Антоний (Марк Аврелий) и раби Иегуда а-Наси, молочные братья, потом много лет дружили и вели нескончаемые беседы о Торе и об уделе в Будущем мире…
Согласно теории гилгуля, то были библейские братья-близнецы: Эйсав и Яаков…
Тамуз – самый горячий месяц?
Тамуз - самый жаркий месяц (еврейского) года, и лишь ослу все еще холодно в эту пору, - говорит Талмуд. Хасидизм иронически уподобляет такому ослу человека, которого не согревает даже тепло хасидского учения.
Холодность и ослиное упорство в отрицании истины - очевидно, синонимы. Ослица Валаама - исключение. Это - ослица-героиня, которая осмелилась ослушаться своего хозяина, желая предостеречь его. Она не хотела, чтобы он подвергал себя опасности.
Наша предыдущая недельная глава «Балак» вошла в историю благодаря такой удивительной героине, - согласитесь, не каждый день встречается в жизни ослица, говорящая человеческим языком, нарушающая правила конвенционального ослиного поведения.
Упрямым ослом здесь оказывается как раз человек, упорно пытающийся проигнорировать все знаки, посылаемые ему с Небес, и готовый несмотря ни на что за магарыч проклясть тех, кого любит Б-г.
«Будь скромен перед Б-гом твоим», - говорится в отрывке из книги пророков («Афтара»). В ней упоминается Балак, Билам, а также положительные герои - Моше, Аарон и Мирьям. Географические места также совпадают с теми, о которых ведется речь в недельной главе: Моавские степи, Шиттим, наконец - Гилгаль.
Вот как раз скромности Биламу и не хватало! Именно в этом свойстве он был прямой противоположностью Моше, от руки которого он в итоге пал.
Его сердце было высокомерным, алчным.
Единственное, в чем он оказался непревзойден - это в красоте слога. Когда он произносит хвалу шатрам Израиля и пророчествует о восходящей звезде от Яакова и скипетре от Йеуды - он делает это действительно красиво. Недаром слова эти вошли в молитву.
Родственники евреев по моавско-мидьянской линии, Балак и Билам попытались нанести удар своим более успешным сородичам, но наткнулись на сопротивление материала: евреи - не от мира сего, их невозможно проклясть, так как их благословил Б-г.
Посредством такой демонстрации силы Б-г Израиля возвеличивается в глазах сотворенных.
Даже ослице это, в общем-то, понятно.
Эстер Кей,
исследователь каббалы и эзотерики из Цфата, Израиль, специально для Русского Экспресса.