Ради этого!
Ради этого вывел Господь меня из Египта («Исход», 13:8). Дорогие друзья, мы с вами недавно отметили 120-летие со дня рождения Любавичского Ребе, и теперь стремительно входим в праздник Песах. О наших с вами жизненных ситуациях, нашем опыте и нашем восприятии истории рассказывает моя подруга и коллега – гид по Израилю Марина Магрилова.
Я выросла в типичной советской ассимилированной семье. Но маца на Песах в нашем доме иногда все же появлялась. Говорят, последнее, что утрачивается, это национальная кухня. Для меня именно маца стала символом отличия нашего дома, что и привело меня в дальнейшем и в синагогу, и в Израиль.
Увы, поколение наших родителей ничего не могло рассказать об Исходе нам, своим детям, да и поколение родителей наших родителей тоже во многом растеряло еврейскую традицию в войнах и революциях лютого ХХ века: кто-то сознательно отказался от «бабушкиных сказок» и «религиозных предрассудков», а кто-то и рад был бы рассказать, но совершенно оправданно боялся - и молчал, ничего не рассказывал сыновьям своим ради их же блага…
Конечно, были удивительные люди и удивительные семьи, пронесшие свое еврейство через все годы советской власти, но я говорю о большинстве.
А что же мы? Почти потерянное для еврейского народа поколение, лишь чудом возвращенное к нему в последний момент - еще чуть-чуть, и было бы поздно; почти ничего не знавшее о еврейской религии и традиции, выросшее пионерами и комсомольцами в советской школе - что мы можем рассказать об Исходе?
И кто мы такие, чтобы рассказывать о нем нашим детям и внукам, выросшим свободными людьми в еврейской стране?
Или наоборот, может быть, именно мы - те самые люди, кто лучше других может рассказать о нем, потому что мы сами - поколение Исхода, поколение возвращения, поколение, совершившее алию, сделавшее главный выбор, причем не только за себя, но и за родителей, и за детей, и за внуков?
Говорят, и из Египта Бог вывел евреев гораздо раньше «запланированных» четырехсот лет, иначе еще чуть-чуть, и некого было бы выводить из-за угрозы истребления, а главное - из-за угрозы растворения, окончательного врастания евреев в Египет; и не случайно, наверно, гематрия, то есть числовое значение аббревиатуры «СССР» равно числовому значению слова - «Мицраим», Египет на иврите.
А еще вот почему. Каждый год мы читаем в Пасхальной Агаде:
«Ведь сказано: «дабы помнил ты день Исхода твоего из земли египетской во все дни жизни твоей»…».
Мудрецы толкуют так: «Дни жизни твоей» - в этом мире, «все дни жизни твоей» - в дни прихода Машиаха. Но откуда вообще сомнение в том, что в дни Машиаха люди будут помнить Исход из Египта? Пророк Йермиягу говорит (16:15):
«Придет время - это Господа слово - когда не станут более говорить: «Воистину жив Господь, Который вывел потомков Израиля из Египта», - но скажут: «Воистину жив Господь, Который вывел потомков Израиля из земли северной и из всех тех земель, в которые Он их изгнал». Ибо Я верну их в ту землю, которую даровал их отцам».
- Нет, - говорят еврейские мудрецы, - и в дни Машиаха и Исхода из «земли северной» по-прежнему необходимо вспоминать Исход из Египта.
А что, разве уже пришли дни Машиаха? Религиозные сионисты убеждены, что мы сами, сегодняшний Израиль, и есть Машиах!
Мы живем в нем, занятые повседневными делами, и иногда забываем, что живем внутри чуда, а к тем, кто напоминает нам об этом, иногда относимся с иронией. Но во всем мире люди смотрят на Израиль в ожидании чуда и «ловят» признаки «конца света».
Появляются сенсационные новости: живые рыбы в Мертвом море! Из Стены Плача выползла змея и пыталась схватить голубя! А мокрое пятно, не высыхавшее на Стене несколько месяцев! А выпавший из Стены двухтысячелетний камень!
И еще, благодаря стараниям Института Храма, появился на земле Израиля «правильный» теленок - будущая «Красная корова», без которой невозможно строительство Храма. В общем, давайте считать, что дни Машиаха наступают, и давайте рассказывать об Исходе. «И кто больше расскажет, тому хвала!»
Так уж сложилось, что в моей личной истории Песах - это праздник выхода на свободу.
* * *
И вот - на Седер в 1987 году в Москве мы шли с только что полученной открыткой из МВД. Все отказники знали, что это значит: если приглашают, то отпускают! Отказы на выезд присылали по почте, а приглашали в ОВИР только счастливчиков, получивших разрешение. Железный занавес начал падать - это был хороший знак для всех присутствующих на Седере. В забитой до отказа московской квартире были и такие, которых СССР не выпускал десятилетиями. А самым младшим ребенком на Седере был мой сын, именно он тогда задавал вопросы: «Чем отличается эта ночь от других ночей?»
Прошло 30 лет… Я рассказываю своим подрастающим внукам о том, как их восьмилетний папа на нашем последнем Седере в Москве задавал вопросы, и спрашиваю:
- О чем мы читаем в Агаде?
- О выходе из Египта, - дружно отвечают старшие внуки.
- Не только, - говорю я им, - это и рассказ об выходе из «страны северной», о котором знали и говорили и пророки, и еврейские мудрецы, собравшиеся на Седер почти две тысячи лет назад.
А что мы знаем об этих мудрецах, имена которых мы «зачитываем» каждый год на Седере?
«Вот что случилось с рабби Элиэзером и рабби Йеошуа и рабби Эльазаром бен Азария, и рабби Акивой и рабби Тарфоном, что возлежали (на седере) в Бней-Браке и рассказывали об Исходе из Египта всю ту ночь, пока не пришли их ученики и не сказали им: учителя наши, настало время утреннего чтения Шма»…
Говорят, что раббаним не просто справляли Песах. Они всю ночь говорили о свободе, готовили восстание против римлян. Поэтому и сидели они отдельно от учеников, в комнате с запертыми ставнями. И было это во времена императора Адриана, но большинство участников этого седера помнили еще Храм и великое восстание, со времен которого прошло уже шестьдесят лет…
Семидесятый год первого века нашей эры.
Рабби Иоханан и его ученики построили основы современного иудаизма, сохранившие еврейский народ. Период после Иудейской войны и разрушения Храма - это очень сложное время в длинной еврейской истории. Как жить без Храма? Как выполнять заповеди? Сколько раз в день надо молиться? Как и куда нести десятину, первый приплод скота, первинки урожая?
На все эти и многие другие вопросы должны были срочно ответить мудрецы.
А обстановка вокруг совсем не способствовала талмудическим спорам - все десятилетия между Иудейской войной и восстанием Бар-Кохбы были наполнены погромами, гонениями на евреев и еврейскими восстаниями в разных провинциях империи.
Восстания евреев в Киренаике (Ливия), на Кипре и в Египте в последние годы императора Траяна ещё не были полностью подавлены, когда Адриан взял на себя бразды правления в 118 году. Тяжесть войны была перенесена в Иудею, куда бежали еврейские руководители восстания. Бедствия стали настолько велики, что рабан Гамлиэль II, упомянутый в Агаде, постился даже в Хануку. Вскоре после этого Лод пал и множество евреев было казнено, а «убиенные из Лода» часто упоминаются в Талмуде.
Правление императора Адриана напоминало эпоху правления греческого царя Антиоха Эпифана: все усилия Рима были направлены на превращение Иерусалима в центр язычества и на то, чтобы заставить евреев отказаться от Торы. Именно в это время происходят события Агады.
За пасхальной трапезой в Бней-Браке возлежали (по обычаю богатых) ученики Иоханана рабби Иеошуа и рабби Элиэзер. Рабби Акива и рабби Тарфон принадлежали к тому же, заставшему Храм, поколению - рабби Тарфон был коэном, священником в Храме. Но рабби Эльазар бен Азария был гораздо моложе. Почему же и он был в числе посвященных, и почему не было с ними главы Синедриона, рабана Гамлиэля? В тексте он упомянут, он тоже празднует Песах, но отдельно, не вместе с остальными мудрецами.
Можно предположить, что действие происходит во время правления Эльазара бен Азарии, временно сменившего на посту главы Санхедрина рабана Гамлиэля.
Единства еврейского народа хочет от нас Всевышний, как во времена Агады, так и в наше время. А символом связи этих времен может служить удивительное дерево, выросшее на могиле рабби Тарфона: от могучего ствола, возвышающегося над могилой, отходит ветвь, стелющаяся по земле, длинная, как две тысячи лет изгнания. А на ее конце выросло деревце - маленькое, но свежее и живое, как современное государство Израиль, возродившееся из небытия. Вот об этом мы и расскажем нашим детям, а они – своим.
Только это будет уже при Машиахе!
Эстер Кей,
исследователь каббалы и эзотерики из Цфата, Израиль,
специально для Русского Экспресса.