Добровольный Сизиф.
О честном нежелании трудиться. Если вам не нравится режим вирусного ЧП, постарайтесь расслабиться и получать удовольствие! Но еще не успели мы как следует расслабиться, а некоторые уже требуют немедленного возвращения к прежней нормальной жизни. Требуют не только на кухнях или онлайн-форумах, как положено законопослушным гражданам, но прямо и в парламенте Онтарио. Берегитесь, это сумасшедшие! Потому что наша прежняя жизнь не была нормальной. Она была безумием.
У многих были подозрения на этот счет. Делать каждый день то, что вы не очень любите – или очень не любите, - и получать за это моральное неудовлетворение и материальное вознаграждение, которое вы все равно считаете недостаточным?
И вдобавок возвести усердие и послушание в ранг морали, и даже великой американской мечты?
Нормальна ли жизнь по Сизифу? Был такой хитроумный персонаж в далекой мифологической древности. Боги за злоупотребление интеллектом приговорили его к каре, страшной своей бессмысленностью: с невероятными усилиями раз за разом волочить тяжеленный камень на вершину горы, и так до бесконечности, без передышки.
Вам это ничего не напоминает? Конечно, напоминает, только у нас выходные есть. Каждый ощущает, что здесь что-то не так, что возможна иная жизнь, не по Сизифу. Но продолжает убеждать себя в том, что он самый умный, настойчивый и трудолюбивый. Иногда это помогает!
Только один мыслитель осмелился подвергнуть сомнению необходимость зарабатывать хлеб в поте лица своего. Не случайно Маркс по размаху произведенного им эффекта – преимущественно разрушительного - сравним с основателями ведущих религий. Он пообещал освободить человека от проклятия труда. Двумя способами: для начала отнять и поделить, а потом, когда наступит светлое будущее, перестать работать, потому что и так всё будет. Сегодня и здесь эти идеи востребованы, как позавчера и там!
Когда рухнула советская держава, было много разочарований насчет единственно верного учения. А зря. Сказочная эпоха, когда все желающие смогут не работать, должна была наступить не потому, что большинство не хочет трудиться, а хочет выпивать и философствовать, но при соответствующем развитии технологий.
Мы стоим на пороге роботизированного и автоматизированного будущего, свободного от всеобщей трудовой повинности. Но что делать с населением, не востребованных экономически? И зачем такая экономика, если в процессе созидания она все разрушает на своем пути?
Наша прошлая якобы нормальная жизнь действительно была безумием. Разве это нормально, губить природу и свою жизнь, чтобы получить что-то пластиковое из Китая, еще больше вещей, не нужных после первого употребления или используемых ограниченный период времени?
Катастрофический перевод ресурсов, сил, времени, человеческих жизней - и все ради того, чтобы в итоге мы все были должны друг другу? Все в долгах, и люди, и бизнесы, и правительства. За что трудились?!
Стремление к всеобщему удовлетворению потребностей ведет к всеобщему неудовлетворению. Да, потребности надо удовлетворять, но, вероятно, это придется делать иначе.
Сейчас вам любой хипстер объяснит: зачем изводить себя трудом в обмен на денежные знаки, ведь их можно просто напечатать и раздать? А тут, так кстати, вирусный эксперимент подтверждает, что это можно запросто делать, а потомки там разберутся.
В конце концов придется щедро субсидировать всех честно не желающих трудиться. И такая система будет устойчива, ее хватит надолго. Но только при одном условии: социальная несправедливость.
Люди, желающие и способные эффективно работать, должны быть отделены от нежелающих уровнем доходов, качеством жизни, привилегиями, возможностями и правами. Очень опасно бесконечно обманывать себя иллюзиями равенства между пожизненным тружеником и прирожденным бездельником. Только добровольный Сизиф достоин
уважения.
Ну, а что касается вопроса о том, как долго продлится вирусное безумие, то вы заметили, что уже отменяют события, запланированные на осень? Поэтому ответ такой: надо не надеяться, а привыкать. Нам обещают вторую волну, третью и так далее.
И, похоже, все это будет продолжаться до тех пор, пока у нас не исчезнет привычка самостоятельно решать, что и когда мы хотим делать. Вам это ничего не напоминает, а?
А.Гладков
[email protected]