Любовь, которая никогда не кончается...
Все дети талантливы изначально. «Я считаю, что каждый учитель должен быть учеником всю свою жизнь, - говорит Лиене Адамсоне, директор школы современного танца Jazz Be Nimble. - Я все время открываю для себя что-то новое, и учу этому детей…»
Необычное название школы говорит само за себя. У слова Nimble в английском языке есть множество значений: гибкий, подвижный, умелый, сообразительный, легкий на подъем - качества, необходимые для того, чтобы проявить себя в танце.
- В программе моей школы балет, джаз, Tap Dance и Hip-Hop, Acro, Contemporary и Pointe Class - учим стоять на пуантах, - рассказывает Лиене. - Принимаем детей, начиная с 3-х лет, большой популярностью пользуется балет для взрослых, кстати, немало мужчин приходит заниматься. В каждом стиле преподаем также индивидуальную хореографию. Есть у нас группы, которые занимаются по 9 часов в неделю, участвуют ежегодно в трех конкурсах и, как правило, удачно выступают, завоевывают призы. Мы выиграли 1-е место в конкурсе под названием Kick it Up, в котором участвовало 20 школ. А одна из наших самых талантливых учениц, Эмилия Торрес, со своим номером Universe стала победительницей конкурса в сольном танце. И в то же время есть классы для детей, которые учатся танцу просто для удовольствия, чтобы почувствовать себя на сцене, станцевать в концерте, это для них праздник. Мы преподаем также современные стили, такие, как Contemporary и Modern.
Сама Лиене пришла в балет десятилетней, и считает, что ей необыкновенно повезло.
- Это был хороший год, потому что в балетную школу принимали с 10 лет, - вспоминает она. - Желающих оказалось около 300, из них отобрали только 12 девочек, я была одной из них. С этого момента я влюбилась в балет, и это стало моей жизнью, навсегда. Даже теперь, когда у меня уже своя школа, я нахожу время, чтобы надевать пачку, становиться на пуанты и танцевать для себя. Это любовь, которая никогда не заканчивается…
Достаточно взглянуть на фото счастливых юных балерин в красочных нарядах, чтобы понять: здесь все равны - полненькие и худышки, застенчивые и уверенные в себе.
- Если у ребенка есть желание заниматься балетом, танцевать, быть в этом мире - почему нет? - говорит Лиене. - Я исхожу из того, что все дети талантливы изначально, просто каждый по-своему. Надо просто уметь это увидеть в ребенке и помочь ему раскрыться, проявить этот талант и развить его. Чтобы детям было интересно, и повышалась их самооценка. Другое дело, если выбирают балет как профессию, там есть определенные критерии. Но у меня философия такова: в моей школе любой ребенок может выбрать то, что он хочет, если он в это верит. И если он имеет учителей, которые ему помогают. А у нас трудится очень талантливый, многонациональный коллектив...
Не секрет, что в ежедневной погоне за успехом, в жизни и в работе, немало родителей ориентировано прежде всего на результат. Желательно - быстрый. В духе «я заплатила, и завтра моя дочь должна станцевать партию Одетты-Одиллии…».
- Как удается находить баланс между желаемым и реальным? - спрашиваю я Лиене.
- Родители волнуются за своих детей, каждый по-своему, и это надо понять и учесть. Дети разные, и родители тоже разные. С детьми мне очень легко, я стараюсь встать на их уровень, понять их чувства. Дети до 6 лет - они открытые, говорят все, что думают, и в этот момент нужно четко понять, как с этим ребенком обращаться. С родителями немножко сложнее, потому что они более закрытые, но, тем не менее, взаимопонимание устанавливается…
- Но ведь балет - это прежде всего дисциплина?
- Я к этому так отношусь: к каждому ребенку должен быть свой подход. У каждого человека своя энергетика, и чтобы ее почувствовать, надо осознавать, что это такое. Невозможно от разных людей получить одинаковый результат. С одними иногда надо построже, к другим требуется мягкий подход, и тогда они тебя услышат.
Жизненную философию, талант педагога и профессиональный опыт танцовщицы Лиене Адамсоне реализует не только в пространстве школы Jazz Be Nimble. Вот уже почти год она работает в Вудбридже, в центре для АТТ kids - детей с проблемами аутизма.
- Эти дети воспринимают мир совершенно иначе. Могут как бы не слышать, что ты им говоришь, и тогда нужно почувствовать их энергию и работать с ней. Чтобы просто объяснить и показать им, что делать, я должна быть постоянным примером, нужно много времени и терпения. Обращаться с этими детьми надо очень ласково, очень вежливо и спокойно, ни в коем случае не повышать голос. Они живут в своем мире, у каждого своя индивидуальная жизнь, может, он любит танец, может, нет. Надо быть готовым почувствовать это и понять…
В своей книге Spiritual Dance, удостоенной Canada Book Awards, Лиене раскрывает тайны воздействия танца на физическое здоровье человека, его эмоции, процессы, происходящие в организме. «У каждого из нас есть то, что побуждает танцевать…» - пишет она в предисловии к этой книге, основанной на собственном опыте и многолетних исследованиях. Танец - это данный нам природой творческий источник, который помогает человеку наиболее полно выразить свой внутренний мир...
Но Spiritual Dance - это не только увлекательное повествование о том, как юная балерина из Риги пришла к пониманию глубинных связей человека с природой через танец. Книга дает читателю возможность активизировать скрытые духовные и физические ресурсы организма.
- Adamsone Method, который я сама создала, чем-то похож на йогу, только танцевальную, - объясняет Лиене, - но в нем больше динамики, Freedom to Move, работы с энергией, упражнений, открывающих чакры. Вначале я даже хотела это назвать Chakra Dance, но оказалось, подобное уже есть в Австралии. Тогда я решила, что это будет Spiritual Dance. Очень важно то, что у нас у всех есть разные эмоции, которые мы по-разному выражаем. Я учу делать это в танце, в движении, выделив четыре главных элемента, которые может освоить практически каждый человек. Это очень полезно для общего здоровья и для психики...
Необходимо добавить, что Лиене Адамсоне - еще и член CID, International Dance Council. Эта организация объединяет профессионалов танца со всего мира и является частью UNESCO.
- Каждый год мы собираемся на конгресс, обсуждаем различные темы, исследования, что нового в мире танца. Я представляю мою школу, мою философию и применение созданного мною Adamsone Method в работе с детьми, имеющими проблемы с движением...
Методика Spiritual Dance была одобрена канадским правительством. И в новом учебном году Лиене собирается на ее основе развивать свой новый проект - работу с детьми с ограниченными возможностями.
Что же касается главного ее детища, школы Jazz Be Nimble, то планов у «танцующего директора» много. И все они требуют напряженной работы учеников и педагогов.
- Мы будем готовиться к трем конкурсам, один из них будет проводиться в Blue Mountains: создаем хореографию, продумываем стиль, музыку, костюмы. В прошлом году, например, мы поставили номер, который называется Dark Times, по мотивам West Side Story, и получили очень высокие оценки и награду...
В завершение беседы задаю вопрос, нередко интересующий родителей: много ли в школе русскоговорящих учеников?
- Все больше и больше, - говорит Лиене, - могу сказать, что процентов 60. Одна из причин в том, что я говорю по-русски, и это особенно привлекает вновь прибывших, им легко общаться. И, конечно, узнав, что балету я учу по методу Вагановой, люди оценивают то, что мы бережем и поддерживаем традиции...
Беседовал
Александр Герштейн.